» »

Функциональная пища

Опубликована: 29.11.2012

Функциональная пища

Поток информации о зависимости состояния здоровья человека от качества пищи пробудил в обществе интерес к функциональной пище. Так называют продукты, свойства или состав которых могут положительно повлиять на здоровье. Выпуск таких продуктов несомненно выгоден производителям, но специалисты по проблемам питания уже на протяжении нескольких лет ищут ответ на вопрос, приносят ли они реальную пользу и отвечают ли истинным потребностям человеческого организма.

Определение функциональной пищи достаточно расплывчато, но главным ее качеством считается способность оптимизировать все функции организма и улучшать самочувствие человека. Обычно в эту группу включают злаковые смеси, напитки, молочные продукты, всякого рода энергетические батончики и некоторые виды хлеба и выпечки.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЭТО ПОЛЕЗНО?

Многие специалисты высказывают сомнение в том, что функциональная пища на самом деле полезнее обычной. Например, доктор Дорит Ницан-Клоски, руководитель израильского филиала Всемирной организации здравоохранения, считает: «Исследованиями доказано, что пробиотические продукты помогают детям при диарее, но нужны ли они здоровому взрослому человеку? Если да, то какую конкретную пользу они приносят? В нашем распоряжении нет научных доказательств, известны лишь результаты отдельных исследований Во многих случаях оздоровительные свойства пробиотических продуктов - это всего лишь реклама, утверждающая что пробиотические йогурты повышают иммунитет.

Компании хотят выглядеть лучше своих конкурентов и поощряют потребителей следить за здоровьем, но иногда заходят в своих обещаниях «слишком далеко». Очевидно, что производители используют интерес потребителей к вопросам здоровья и питания как фактор повышения своих прибылей. Часто за заявлениями компании о полезных свойствах продуктов стоит наспех проведенный опрос 10-20 потребителей. Серьезные научные исследования на эту тему в Израиле почти не проводятся.

В то же время в США для получения разрешения на выпуск оздоровительных продуктов производители обязаны провести множество исследований, а их деятельность находится под строгим контролем. Когда компания «Пепсико» объявила, что ее апельсиновый напиток «Healthy Heart» («Здоровое сердце») помогает снизить артериальное давление и уровень холестерина в крови, органы здравоохранения заставили убрать с этикетки эту надпись ввиду отсутствия результатов клинических испытаний.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОБХОДЯТ ОСТРЫЕ УГЛЫ

Отсутствие серьезных исследований предоставляет производителям массу возможностей для введения в заблуждение потребителей. Например, компания заявляет, что выпускаемый ею сыр обогащен большим количеством кальция, способность которого предотвращать развитие остеопороза бесспорна. Но проверили ли производители усваивается ли этот кальций организмом? Специалисты неоднократно сталкивались со случаями, когда тот или иной продукт действительно содержал указанное на этикетке количество кальция, но в такой форме, которая не усваивалась организмом, Еще пример: в странах Дальнего Востока вывели сорт золотистого риса, который содержал большое количество антиоксидантов. Казалось бы, замена- I тельная идея - ведь блюда из риса очень популярны во многих странах. Однако проведенные исследования показали, что хотя жители Таиланда съедают в среднем 10 ложек такого риса в день, количество усваиваемых антиоксидантов ничтожно.

Вместе с тем врачи и ученые убеждены, что в развитии отрасли по производству функциональной пищи должно быть заинтересовано все общество. В целом эта тенденция положительна, поскольку она позволит потребителям покупать полезную для здоровья пищу не только в магазинах натуральных продуктов по высоким ценам, но и в обычных супермаркетах. Удачным примером функциональной пищи можно считать хлеб, обогащенный фолиевой кислотой. Над его созданием и изучением свойств работали исследователи пяти стран, включая Израиль. В результате теперь в наших магазинах можно купить хлеб, в двух ломтиках которого содержится такое количество фолиевой кислоты, которое необходимо получать беременным женщинам для предотвращения врожденных дефектов развития у ребенка.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: поскольку многие из нас не включают в свой рацион все рекомендуемые для укрепления здоровья продукты, то в использовании функциональной пищи есть определенный смысл. Однако не следует слепо верить тому, что пишут на упаковках производители, -нужно по мере возможности проверять пищевую ценность продуктов, несмотря на то что сделать это потребителям нелегко. Например, недавно на прилавках появился маргарин без гидрогенизированных жиров. Эту новинку можно только приветствовать, но покупатели должны знать, что и в таком виде маргарин не может считаться полезным продуктом - он просто меньше вредит здоровью, но никак не способствует его укреплению.

ЧЕГО ХОЧЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬ?

Знают ли покупатели, какие продукты считаются полезными для здоровья, или верят тому, что говорят производители? Опросы свидетельствуют о том, что 55 процентов израильтян изучают этикетки на товарах и интересуются составом продуктов. Большая часть потребителей обращает внимание на содержание калорий, жиров и сахара в продуктах, при этом важно, что они не покупают их автоматически, а хотят извлечь из пищи максимальную пользу для здоровья. Специалисты по питанию считают, что нет смысла сообщать покупателю о наличии в продукте, к примеру, ликопена или жирной кислоты омега-3: потребители в массе своей не технологи и не врачи, эти названия им мало что говорят. Но если человеку сообщают, что данный продукт может укрепить его здоровье, он по крайней мере попробует его.

В основном же главным критерием выбора продуктов остается для покупателя вкус. Очень немногие готовы пожертвовать вкусом ради оздоровительных целей. Когда речь идет о функциональной пище, этот факт превращается в серьезную проблему, потому что продукты данной категории довольно сильно отличаются по вкусу от обычных. Показательным примером может служить сыр с пониженным содержанием жира и холестерина, но обогащенный кальцием и полезными жирными кислотами: он не очень вкусен, и покупатели приобретают его не слишком охотно. Дело в том, что пока пищевая промышленность не располагает технологиями, позволяющими производить вкусные функциональные продукты. Некоторые витамины, минеральные вещества и антиоксиданты теряют свои свойства при высоких температурах, и для выпуска продуктов, содержащих эти полезные добавки, необходимо изыскивать специальные методы.

В США и Скандинавии попытались добавлять к некоторым продуктам фитостеролы, снижающие уровень холестерина почти так же эффективно, как лекарства, но оказалось, что очень трудно ввести их в состав в таком виде, чтобы они сохранили свои свойства. Кроме того, стоили бы такие продукты в три раза дороже обычных. Существуют и другие проблемы - например, многие антиоксиданты окрашены в определенный цвет, что ограничивает сферу их применения: невозможно добавлять к продукту желтого цвета красный ликопен. А вдобавок к этому антиоксиданты иногда придают конечному продукту горький вкус и потому не могут применяться.

Одним словом, для того чтобы выполнить желание потребителей и начать выпускать вкусные и полезные для здоровья продукты, необходимо решить еще очень много проблем как теоретического, так и практического характера. Но специалисты уверены, что отрасль по производству функциональной пищи будет развиваться и через несколько лет на прилавках появится гораздо больше продуктов, обогащенных полезными для здоровья веществами.

И в результате функциональная пища сможет заменить некоторые лекарства, ведь еще Гиппократ говорил: «Пусть пища будет вам лекарством, а лекарство - пищей».

Комментарии к статье Функциональная пища

  1. Комментариев еще нет

Отправить комментарий

Введите результат математической операции